АТАРОВ Николай Сергеевич

[12 (25). 8. 1907, Владикавказ – 12.9.1978, Моск­ва], прозаик, публицист. Жена – Магдалина Зиновьевна Дальцева (1907 – 1984), прозаик, переводчик. Дочь – Ксения Николаевна Атарова (19.8.1943), филолог, литературовед, редактор, пере­ водчик. Родился и вырос Атаров на Кавказе в семье кадрового военного. Поступил во Владикавказский педагогический институт. По окончании института, в 1930 г., стал сотрудником горьковского журнала «Наши достижения». Изъездил все стройки первых пятилеток, героями его очерков становились передовики производства и случайные дорожные попутчики. Как отмечала критика, «в начале пути, как любого из молодых, Атарова привлекала безмерность осуществлявшихся исторических свершений» (И. Варламова). С 1935 г. писал и публиковал не только публицис­ тические статьи и очерки, но и художест­ венную прозу. В 1968 г., подводя некоторый итог своего творческого пути, Атаров сказал: «Мне сейчас кажется, что я всегда, с молодых лет, писал о людях старше меня». Так оно и было. Герой «Зимней свадьбы» – 60-летний осетин – прославленный медеплавильщик Самсон Болоев (Мазепой нового времени будут называть его товарищи). В жизни пожилого человека произошло исключительное событие: он женился на девушке Клаве – молоденькой дочери своего давнего недруга мастера Шадрина. А через 2 месяца юная жена тайно сбежала от любящего мужа в неизвестном направлении. Кажется, что в данном случае начинающего про­заи­ка должна была захватить интригующая фабула – история неравной трагической любви. Но Атарова воп­ реки традиционным ожиданиям мало занимали причины, тем более бытовые подробности случившегося. Любовный сюжет не прописан даже в деталях. Он внимательно исследовал состояние души своего героя, не обделённого ни профессиональным признанием, ни мужской дружбой, ни силой и красотой, но обойдённого женской привязанностью, лаской, обречённого на жесточайшие переживания. Видимо, осознанно уже тогда, программно, скупыми языковыми средствами и с помощью предельно ограниченного набора художественных приёмов писателем создаётся неповторимая атмосфера повествования о необъяснимом одиночестве, повествования, отличавшегося удивительной музыкальностью, ритмичностью, особой прозрачностью. В этой же художест­ венной манере будут написаны более поздние и не менее известные рассказы «Календарь русской природы» (1938), «Начальник малых рек» (1939) «Арау­ кария» (1939), «Изба» (1943) и др. Был призван на войну 26 июня 1941 г., стал фронтовым корреспондентом. Участник обороны Ленинграда и Керчи. С ноября 1942 г. корреспондент группы политуправления 3-го Украинского фронта. Написал ряд очерков и рассказов о героях Украинского фронта, провёл большую работу по сбору материалов о зверствах немецких оккупантов на территории Украины. Награждён орденом Красной Звезды (1943). Итог этого пе­ рио­да – выдержавший два издания сборник «У нас в полку» (1946). В Чистополь приезжал с фронта к жене Магдалине Зиновьевне Дальцевой во время Великой Отечественной войны. В 1954 г. писатель опубликовал «Повесть о первой любви», рассказавшую о первой, школьной любви – чистом, искреннем чувстве, которое опошляется вмешательством взрослых, родителей и учителей. Критика отмечала сложность созданных писателем характеров, полемическую направленность этого произведения против системы раздельного обучения, против казённого, бюрократического подхода к воспитанию и образованию. Хотя в то же время многие рецензенты упрекали автора за излишнюю склонность к резонёрству (Брайнина Б. Повесть о доверии // Новый мир. 1955. No 9. С. 274 – 277). В 1957 г. увидел свет военный детектив «Смерть под псевдонимом». Но увлечение художественной прозой так и не стало окончательным. В начале 1960-х гг. Атаров вновь и уже навсегда возвратился в журналистику, став сотрудником газеты «Известия». Правда, в дальнейшем дважды он всё же отступал от своего призвания. Во-первых, когда в 1970-е гг. переводил и редактировал 3-томное собрание стихотворений Косты Хетагурова (1974), и, во-вторых, когда совместно с М. З. Дальцевой работал над романом о Джузеппе Гарибальди «Опоясан мечом» (1978). Публицистические выступления зрелого Атарова – это ­многочисленные ­ статьи и художественные очерки-рассказы по проблемам школьного образования и воспитания и воспоминания-размышления о дорогих и близких людях, товарищах по писательскому цеху: М. Светлове, В. Гроссмане, В. Катаеве, К. Паустовском. Отдельной книгой был издан литературный портрет В. Овечкина («Дальняя дорога», 1977).

Powered by BetterDocs

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *