АРБУЗОВ Алексей Николаевич

[13 (26).5.1908, ­Москва – 20.4.1986, там же], драматург. Лауреат Государственной премии СССР (1980). Родился в семье коммерсанта, выходца из дворян. Детские и юношес­ кие годы Арбузова прошли в Петрограде, в обстановке разлада между родителями. Отец ушёл из семьи, когда мальчику было восемь лет. Впечатления детства, осложнённого семейной драмой, душевной болезнью матери, оставили свой след в творчестве драматурга. В одиннадцать лет он остался один, бродяжничал и даже попал в колонию для трудновоспитуемых. Мало что ­изменила в его жизни и опека тётки, зато спасительную и определяющую роль сыг­рал театр. «Попав на воспитание к тётке, – писал Арбузов в автобиографии, – хотел снова уйти бродяжничать, но всему помешал один осенний вечер 20-го года – я попал в Большой Драматический театр, где давали «Разбойников» Шиллера… Возвращаясь домой после спектак­ ля, я понимал, что теперь вне ­театра уже нет жизни. Я придумывал новый финал «Разбойников», я грезил своим будущим, а оно было – театр, театр, театр… В течение четырёх лет галёрка четвёртого яруса была моим домом, моей семьёй – всё значительное происходило здесь». Следующий шаг навстречу сцене Арбузов сделал, поступив актёром в труппу передвижного театра. Актёрской деятельности в этом и других коллективах он отдал несколько лет и сохранил любовь к этой профессии на всю жизнь, посвящал любимым артистам свои лучшие пьесы. В конце 1920-х гг. Арбузов пробовал себя в режиссуре – работал в «живых газетах» Ленинграда, руководил бригадой агитпоезда. Стремясь сделать выступления своей агитбригады максимально злободневными, Арбузов начал сочинять сценки и номера, делать различные монтажи. В ноябре 1930 г. появилась первая его пьеса «Класс», написанная в плакатной стилистике, характерной для молодой драматургии тех лет и отразившей классовый максимализм победившего в революционных боях народа и его трудовой энтузиазм. В начале 1930-х гг. Арбузов переехал в Москву, где стал вольнослушателем в театральной школе, а вскоре возглавил литературный отдел Театра малых форм Пролеткульта. Вместе с труппой этого театра он ездил по стройкам, шахтам, писал интермедии, формировал актуальный репертуар. Правда, задуманная в это время большая пьеса о шахтёрах Донбасса («Сердце»), материал для которой писатель собирал, работая на шахте, так и не была написана. Успех пришёл к Арбузову вместе с лирической комедией «Шестеро любимых» (1934). Предназначенная для сельской самодеятельности, она – неожиданно для автора – была поставлена во многих теат­ рах страны. Комедия «Дальняя дорога» (1935) впервые выявила сущест­венные черты творческой индивидуальности Арбузова. Заглавие пьесы выражало характерный для писателя мотив странствий, «дальней дороги» как манящего и исцеляющего средства для его героев. В этой бодрой и весёлой комедии о юных строи­ телях московского метро неожиданно возникала тревожная нота, связанная с темой одиночества (образ Лили Брегман). Эта тема станет одной из «сквозных» в творчестве писателя. В полную силу она проявилась в драме «Таня» (1938) – наиболее репертуарной пьесе Арбузова, сделавшей имя автора широко известным. В 1938 г. Арбузов вместе с режиссёром В. Плучеком организовал Московскую театральную студию с целью создания современного спектакля коллективными усилиями творческой молодёжи. То, что рождалось из импровизаций на репетициях, Арбузов обрабатывал и превращал в текст пьесы. Так появилась романтичес­ кая хроника об истории строительства молодого города в дальневосточной тайге – «Город на заре» (1940, новая ред. – 1957). Она была поставлена студийцами в феврале 1941 г. и тепло принята зрителями. Арбузовская студия получила государственный статус и с началом войны превратилась во фронтовой театр. След, оставленный ею, не пропал: на подобных студийных принципах возникли позднее московский театр «Современник», а также многие нынешние театральные коллективы. Новым детищем Арбузова явилась студия молодых драматургов, которой он руководил в последнее десятилетие своей жизни. В годы войны с фашизмом Арбузов обратился к жанру, казалось бы, наименее отвечающему духу времени, – мелодраме. Пьеса «Домик на окраине» (первоначальное название «Домик в Черкизове», 1943) воспроизводила чеховскую ситуацию трёх сестёр (Вера, Надеж­да, Любовь) в условиях тыловой жизни периода войны. Она породила стойкие упрёки в адрес Арбузова в «театральщине», в тяготении к «трогательным» и «жалостным» сценам (К. Рудницкий). При этом за личные слабости драматурга выдавались порой особенности избранного им жанра. Не учитывалось, в частности, что мелодрама органично соответствовала природе таланта Арбузова, о чём свидетельствовали и более поздние его пьесы: «Потерянный сын» (1961), «Ожидание» (1976), «Жестокие игры» (1978) и др. Отвечая на упрёки критики, Арбузов утверждал, что «нашим театрам недостаёт сердечности, страстности, азарта чувств, простой душевности…». Он настойчиво выступал в защиту жанра мелодрамы и отстоял его правомочность в советской драматургии. В отличие от классических примеров данного жанра, в мелодраме Арбузова отсутствуют фигуры откровенных негодяев. Он считал, что «самые интересные схватки, которые могут быть в пьесе, – это схватки героя с самим собой». Это наиболее отчётливо воплотилось в драме Арбузова «Годы странствий» (1950; опуб­ликована в 1954 г.). Изменения во внутреннем мире молодого современника продолжали волновать Арбузова и в драме «Иркутская история» (1959). Поставленная и оригинально интерпретированная крупными режиссёрами (Е. Симоновым в Театре им. Е. Вахтангова, 1959; Н. Охлопковым в Театре им. В. Маяковского, 1960; Г. Товстоноговым в БДТ им. М. Горького, 1960), она стала заметным событием теат­ральной жизни на рубеже 1950 – 1960-х гг. Пьеса создавалась в такой общественной атмосфере, когда неприятие высоких слов оборачивалось в среде молодёжи неприятием высоких чувств, разочарованием, скепсисом, принимавшим своеобразные формы морального «вызова». После «Иркутской истории» Арбузов написал немало пьес, в большинстве которых так или иначе варьируют его излюбленные темы и мотивы. С годами писатель становился мудрее, и это побуждало его к переосмыслению некоторых проблем, затронутых им ранее. Знакомая по «Иркутской истории» ситуация (она любит его, но выходит замуж за другого), хотя и в иных исторических обстоятельствах, воспроизведена Арбузовым в «Моём бедном Марате» (1964). Целый ряд пьес Арбузова 1970-х гг. связан с темой восприятия человеком приближающейся или уже настигшей его старости: «Сказки старого Арбата» (1970), «В этом милом, старом доме» (1971), «Старомодная комедия» (1975). Для пожилого кукольного мастера ­Балясникова («Сказки старого Арбата»), оказавшегося на грани творческого кризиса, старость сродни беде. Возвращение Арбузова к молодёжной теме в пьесе «Жестокие игры» (1978) обнаружило коренное изменение его взгляда на проблему, ранее поставленную в «Тане». Автор «Жестоких игр» не оспаривал, как когда-то в «Тане», а, ­напротив, отстаивал право женщины целиком посвятить себя ­семье, любимому человеку (образ геолога Маши). Столь неожиданный поворот в трактовке данной темы произошёл не без влияния остро ощущавшихся драматургом отрицательных последствий женской эмансипации. Ориентация преимущественно на служебный успех, деловитость, сугубо рационалистический образ жизни за счёт утраты любви и материнства как основы женского счастья тревожила Арбузова и в пьесе «Победительница» (1983). Предостережением в этом смысле прозвучала и последняя драма Арбузова с выразительным заглавием «Виноватые» (1985), где центральное место занимает проблема личной вины матери за судьбу когда-то брошенного ею сына. Действие пьесы разворачивается как выявление печальных, хотя и отдалённых по времени, последствий этого факта. Писатель исходил из мысли о семье, годах детства как ничем не заменимой предпосылке нравственного и душевного здоровья человека и об­ щест­ва в целом. Герои Арбузова – личности, как правило, незаурядные, легко заблуждаются и трудно преодолевают свои ошибки, расплачиваются за них дорогой ценой. Эмоциональный колорит его произведений составляет сочетание разноплановых элементов иронии, мягкого юмора, лиризма, сердечной патетики. При этом автору не всегда удавалось избежать умилительного оттенка в изображении неустроенных судеб своих персонажей. Интерес Арбузова к общечеловеческим проблемам, к воспитанию «культуры чувств» в немалой степени способствовал тому, что его драматургия получила широкое международное признание. Пьесы Арбузова ставились на театральных сценах Англии, США, Канады, Франции, Германии, Бельгии, Японии, Индии, Скандинавских стран и стран Латинской Америки. За рубежом его воспринимают как преемника А. П. Чехова. В Чистополе жил осенью 1941 г. (по ул. Р. Люксембург, 20).

Powered by BetterDocs

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *