Рецензия Арзамазова А. А. на книгу Н.М. Валеева «Эпоха и ее творцы. Алексей Аникеенок и Анатолий Новицкий»

Драматургия писем

 Советское прошлое в своих контрастных проявлениях стало одной из ключевых тем, проблемных направлений современной отечественной гуманитаристики. Что не удивительно. Мы до сих пор пытаемся разобраться с его неоднозначными посылами и контекстами, достоинствами и недостатками, зачастую определяющими нашу жизнь изнутри и извне. Обращение к недавнему срезу истории, «очевидному прошедшему времени» для рефлексирующего исследователя в силу многих причин сложно и болезненно. Однако отказываться от многомерной фактографии, говорящих за себя историко-культурных свидетельств данного периода по меньшей мере наивно, с профессиональной точки зрения ошибочно. Правдивое прочтение, глубинное понимание человека и общества «там» и «тогда» необходимы «здесь» и «сейчас». Уроки истории должны быть хорошо выучены, иначе вновь придется горько расплачиваться за очередное свое незнание.

Прогрессивная научная общественность Республики Татарстан с особым вниманием следит за научными изысканиями академика Наиля Мансуровича Валеева, без преувеличения каждая книга которого закрывает собой заметные пробелы в различных гуманитарных областях, открывает новые имена и тексты, вводит в оборот прежде не рассматривавшиеся источники, поразительные объемы информации. Н.М. Валеев, создавший уникальные по своим масштабам и перспективам культурные ландшафты Елабуги и Чистополя, в последние годы всё чаще и всё с более выраженным азартом переключается на события и сюжеты советской эпохи. Наиль Мансурович Валеев продолжает заносить на скрижали истории несправедливо забытые имена. Вышедшая в 2021 году и вызвавшая широкий резонанс книга «Судьба Ахметши хазрата Исламшина», посвященная трагической судьбе представителя татарского духовенства в военные и послевоенные годы, получила в 2022 году своеобразное продолжение. Новая книга Н.М. Валеева «Эпоха и ее творцы. Алексей Аникеенок и Анатолий Новицкий», опубликованная в модном формате (как и в предыдущем случае – работа издательства «Заман»), архивирует-актуализирует драматическую повседневность двух творчески одаренных личностей  – художника А. Аникеенка и искусствоведа, критика А. Новицкого. Следует подчеркнуть, что академик Н.М. Валеев – специалист по неудобным для осмысления контекстам – собранные и проанализированные в издании материалы развенчивают всё более крепнущее представление о бытовом благополучии советской интеллигенции, относительной легкости профессионально-карьерного восхождения в условиях соцреалистической несвободы.

Бесспорно сильные стороны «советологических» монографий Валеева – убедительность приводимых источников, возникающий, «погружающий» в себя социальный фон, наконец – психологическая достоверность переживаемого. Именно личные интонации, полуоткрытая тональность откровения, «мерцание» между слов и строк отчаяния и надежды воспринимаются как нерв, центры притяжения анализируемой книги. Два талантливых человека проживают жизнь наедине с собой, не особо стремясь заявить о себе, достучаться до других, вписаться в систему координат советской номенклатуры. Да, порой им остро хочется отменить это вынужденное одиночество в искусстве и науке, им нужен эрудированный, нестандартно мыслящий собеседник. Однако умное сочувствие для Аникеенка и Новицкого – небывалая роскошь. Вокруг их жизни – внешней и внутренней – отторжение, несоизмеримость человеческих диапазонов, равнодушие, апатия, зависть, ненависть, презрение.

Новая книга Н.М. Валеева – это филигранно выписанный задний план, лишь в ходе чтения набирающие мощь звучания гуманитарные акценты. Пожалуй, один из стержневых, но скрытых измерений монографии – стойкое ощущение интеллектуального вакуума советской провинции. Это обесценивающая талант художника узость возможностей, отсутствие какой-либо – даже подпольной – инаковости мышления и суждений, незрелость профессионально-критической среды. Отраженная в книге академика Валеева модель жизни без жизни в культуре – не столько «слепок» с Татарской АССР, сколько панорама обыкновений советских институций, портрет стоящих за ними идеологически ангажированных персонажей. Н.М. Валеев, разносторонне исследуя пространство искусства советской Татарии, обращается к живым свидетельствам писем. Это беспроигрышный ход: в «зеркалах» корреспонденции столь высокое средоточие правды человеческой боли!

Книга «Эпоха и ее творцы. Алексей Аникеенок и Анатолий Новицкий» интересна и представленной серией фотографий, картин. Подобные, ставшие уже почти «фирменными» приложения Валеева существенно расширяют горизонты прочтения, позволяют читателю выбрать – на чьей стороне он бы оказался. На «берегу» подлинного искусства, часто непонятного, экспрессивно индивидуализированного. Или на стороне ясности и предсказуемости соцреалистической этики и эстетики, советской модели бытия. Выбор этот, к слову, не так прост…

Наиль Мансурович Валеев – автор книг, рассчитанных на разного читателя. Каждый погружается на ту историко-культурную глубину, которую может себе позволить…

 

Алексей Арзамазов, доктор филологических наук, профессор