АМИРХАН Фатих

(Мухамметфатых Мухаммадзарифов и ч Амирханов ) [1 (13).1.1886, Казань – 9.3.1926, там же], прозаик, пуб­ лицист, драматург. Род Амирхановых восходит к татарским мурзам Казанского ханства и славится династией выдающихся мусульманских священнослужителей, проповедовавших в самых разных сёлах и в губернском центре. Дед будущего писателя Хусаин Амирхан с начала XIX в. возглавлял одну из крупнейших казанских мусульманских общин, был видным историком, изучавшим булгаро-татарское прошлое, жизнь и деяния великих представителей исламского мира. Отец Ф. Амирхана – Мухаммадзариф Хусаинович Амирханов был известен как прогрессивный мулла, сторонник новых веяний в национальной жизни. Однако в этой семье всегда особо чтились традиции, а дети воспитывались строго в соответствии с требованиями религии. Поэтому и детство Фатиха прошло под завораживающее чтение Корана и доб­ рые наставления матери – Рабиги абыс­ тай, просвещённой, мягкосердечной женщины. Проучившись два года в приходском мектебе, Фатих в 1895 г. по настоянию отца перешёл на учёбу в медресе «Мухаммадия» – крупнейшее новометодное училище Казани, которым руководил друг М. Амирханова – религиозный деятель и педагог Г. Баруди. Десять лет, проАМИРХАН ведённые в стенах этого мусульманского «университета», определили дальнейшую судьбу юноши. Здесь он получил блестящее богословское образование, прекрасные знания по истории и литературе Востока и в то же время приобрёл первые навыки письменного русского языка и некоторых светских наук. Открывая для себя новый и удивительный мир, любознательный сын муллы начал проявлять интерес к русской и европейской культуре и всё чаще задаваться тяжёлыми вопросами о причинах отсталости восточной цивилизации. Будучи по характеру лидером, инициативным человеком, Фатих сплотил вокруг себя группу шакирдов, для которых также становились тесными рамки религиозной школы. В 1901 г. он вместе со своими друзьями организовал тайный кружок «Иттихад» («Единение»), ставивший целью коренное реформирование медресе, улучшение материальных и бытовых условий учащихся. Помимо издания рукописного журнала, проведения многочисленных собраний строптивые питомцы «Мухаммадии» осуществили в 1903 г. одну из первых национальных театральных постановок, сыграв в мед­ ресе, в отсутствие своего наставника Г. Баруди, спектакль по пьесе «Несчастный юноша». Фатих Амирхан подумывал об уходе из медресе и продолжении образования в Татарской учительской школе, а недос­ таток знаний пытался компенсировать частными уроками. Так у него появился репетитор – известный казанский социал-демократ С. Н. Гассар. Частое общение с ним и Х. Ямашевым спровоцировало острый интерес Ф. Амирхана к политической деятельности. В годы первой русской революции, когда слово «свобода» одинаково опьяняюще звучало на всех языках и толпы шакирдов «Мухаммадии» гордо носили на руках красные повязки, Фатих бросил медресе, с головой окунувшись в организацию всероссийского движения учащихся «Ислах» («Реформа»). Теперь, как представитель татарской молодёжи, он участвовал на всех политических съездах мусульман России, причём весьма критически относился к позиции «отцов нации» – представителям буржуазии и духовенства, придерживавшимся конституционно-демократических взглядов. Всё это окончательно ухудшило отношения молодого «трибуна» с Мухаммадзарифом хазретом, который очень тяжело переносил «социалистические» увлечения сына, его сомнительные связи и подчёркнуто светский образ жизни. Весной 1906 г. произошёл окончательный разрыв, и Фатих Амирхан покинул родной дом. Некоторое время он жил на частных квартирах и в номерах, ­продолжал участ­ вовать в шакирдском движении, однако осенью 1906 г., опасаясь преследований полиции, уехал в Моск­ву. Здесь вместе со своим дальним родственником, внуком легендарного Шамиля – Мухаметзагидом Шамилем работал над изданием детского журнала «Тарбиятель Этфаль» («Воспитание детей»), в котором появились его первые журналистские опыты. Впрочем, уже весной 1907 г. возмужавший в разлуке Фатих Амирхан вернулся в Казань и, наладив нормальные отношения с отцом, вновь стал вожаком казанской молодёжи. Но всё оборвалось неожиданно и страшно 15 августа 1907 г. В жаркий день, возвращаясь с купания, он прямо на улице почувствовал себя плохо и оказался в больнице. Диагноз был беспощаден. Паралич – болезнь, навсегда приковавшая молодого человека к инвалидной коляске. Только воля 26 и характер, да ещё поддержка друзей и родителей позволили ему справиться с недугом и вновь вернуться к активной общественной и творческой деятельности. Осуществилась давняя мечта Фатиха: 7 октября 1907 г. вышел в свет первый номер газеты «аль-Ислах» – наверное, самое смелое и бескомпромиссное на­ цио­нальное издание того времени. Отстаивая интересы шакирдского сообщества, проповедуя скорейшую и полную реформу всей системы мусульманского просвещения, Ф. Амирхан постепенно превратился в яркого и даже злого публициста, громившего нерешительность баев и мулл, их, как он считал, показную религиозность и равнодушие к нуждам простых людей. В этой же газете вышел первый рассказ писателя «Сон накануне праздника» (октябрь 1907 г.), в котором автор с присущей ему эмоциональностью рассказывал о приснившемся ему национальном светском празднике, где царила межнациональная и социальная гармония. Вообще для ряда последующих произведений Ф. Амирхана, в частности – знаменитой повести «Фатхулла хазрет» (1909), стало характерным, наряду с беспощадным, часто несправедливым высмеиванием духовенства, создавать художественную утопию о счастливой жизни татар, где было место и для культуры, и для технического прогресса, и для ислама. Конечно, некоторый радикализм литератора можно объяснить его молодостью, желанием скорых и безоговорочных перемен и просто неопытностью. В октябре 1908 г. Ф. Амирхан впервые встретился с приехавшим из Уральска Г. Тукаем. С этого времени начались личная дружба и творческое сотрудничество двух ярких АМИРХАН талантов – в газете «аль-Ислах», а после её закрытия в 1909 г.– в журнале «ЯлтЙолт» («Зарница»). Безвременная смерть поэта многое изменила в жизни Фатиха. Уходили друзья, уходила молодость, менялись окружающие его люди. История, свершавшаяся на глазах писателя, уже давала повод для первых обобщений, для переоценки, казалось бы, непоколебимых взглядов. В 1912 г. он начал сотрудничать в газете «Кояш» («Солнце»), издаваемой купцами братьями Каримовыми. И дело здесь не столько в том, что бывший бунтарь оказался в одном стане со своими извечными оппонентами, сколько в заметной смене идеологических ориентиров. По-прежнему сохраняя замечательное критическое, сатирическое мастерство, Ф. Амирхан старался более взвешенно подходить к оценке людей и событий. На первое место для него выдвинулись теперь не проблемы одной лишь социальной или возрастной группы, а единство нации, вопросы сохранения и развития языка, культуры, религии, самобытности. В этот период огромную популярность писателю принесли произведения, посвящённые духовным исканиям татарской мусульманской молодёжи в тревожное время национального и революционного движения. В повести «Хаят» (1911), романе «На перепутье» (1912), драме «Неравные» (1914) и др., написанных в большинстве своём на основе личных впечатлений и жизненных фактов, он раскрыл современникам мятущийся, размышляющий и сомневающийся мир молодых, не готовых, да и не способных, даже во имя самой заманчивой мечты, навсегда порвать со своим народом, устоя­ми, традициями и верой. Это была естественная эволюция старорежимного татарского интеллигента: от революционного «нигилизма» к либеральным и национальным ценностям, идее общественного спокойствия и согласия. Революцию Амирхан не принял. Он, искавший во всём красоту и гармонию, с возмущением и болью писал о разрухе, разгуле преступности, о запущенных новой властью памятниках, незаслуженных привилегиях и безнравственном поведении новых лидеров. В то же он время приветствовал огромный творческий энтузиазм народа, строившего собственную государственность, развивавшего нацио­нальную культуру. Поэтому он помогал многим литературным изданиям, молодым писателям и поэтам, первым татарским композиторам и вокалистам. Молодёжь ему платила тем же. Редкие публичные появления мастера встречались восторженными аплодисментами и перерастали в импровизированные литературно-художественные встречи. Поэт Хади Такташ даже назвал писателя «ханом литературы». Конечно, такая популярность и «подозрительная» общест­ венная позиция не могли понравиться властям. В 1920-е гг. в прессе начали появляться вульгарно-социологические статьи с нападками на Ф. Амирхана, хотя тяжело больного туберкулёзом писателя они вряд ли могли сломить или морально уничтожить. Он и так перенёс в жизни много личных утрат: кончину родителей, безвременную смерть многих друзей юности, неразделённую и трагическую любовь к дочери чистопольского ишана Шамсенисе Камаловой… Последние дни выдающийся татарский писатель доживал в одиночестве. Он был похоронен на мусульманском 27 АМИРХАН кладбище рядом с могилами своего отца, дяди и деда. О регулярных приездах Ф. Амирхана в Чистополь пишет в своей книге «Фатих Амирхан» профессор И. З. Нуруллин. Почти каждое лето Зариф хазрет вместе со своей семьёй приезжал на пароходе в Чистополь в гости к своему младшему брату Мухамметнаджибу (1859 – 1921), который в то время был имамом прихода, возглавлял довольно большое Чис­ топольское медресе и был там старшим учителем. Это был человек, доставивший уйму хлопот государственным чиновникам. Он был одним из передовых общественных деятелей города, находился под негласным надзором царской охранки. В декабре 1906 г. Н. Амирханов был арестован за организацию собрания горожан в связи с подготовкой к выборам в Государственную думу. А через несколько дней после освобождения Н. Амирханова из тюрьмы черносотенцы сожгли его дом по ул. Урицкого, 111. Дом этот в восстановленном виде сохранился до наших дней. Имя Наджипа муллы было в то время достаточно известным ещё и потому, что он был зятем и наследником популярного среди татар ишана Закира Камалова. Ишан уже умер. От младшей его жены родился мальчик Ибрагим и девять девочек. Большинство детей взрослые, но были и ровесницы Фатиха Амирхана и младше его. Семья Закира хазрета проводила время в Чистополе несколько однотипно: выезды на природу, приглашение гостей к себе, хождение по гостям, чаепития, разговоры. Фатих, бывший в то время шакирдом медресе, подружился с сыном Закира хазрета Ибрагимом. В то же время Фатих обратил внимание на одну из своих родственниц – Шамсенису Камалову. Тогда он ещё и не предполагал, сколько радости и горестей, мук любви и переживаний принесёт его чувство к этой обаятельной девушке. Ему и в голову не приходило тогда, что он будет помнить её долгие годы и после разлуки. Ф. Амирхан всю жизнь, несмотря на тяжкий недуг, сковавший его, любил путешествовать. Чистополь был одним из любимых им городов. Ежегодные летние приезды сюда объяснялись просто: здесь жили близкие родственники, друг Ибрагим, а с 1903 г. тянуло его сюда и искреннее, неугасимое чувство любви к 16-летней красавице Шамсенисе Камаловой. С нею он позднее встречался довольно часто, но его болезнь и ряд других причин помешали их союзу. Письмо, хранящееся в архиве ИЯЛИ, подтверждает факт встречи писателя с любимой девушкой на курорте «Сергиевские минеральные воды», расположенном в Самарской губернии, в полутора километрах от станции «Серные воды», в июне – июле 1908 г. На Макарьевской ярмарке в Нижнем Новгороде был образован «Мусульманский союз». Ф. Амирхан присутствовал при этом как делегат молодёжного шакирдского движения. В No 12 журнала «Казан утлары» за 1985 г. внучатый племянник писателя Равиль Амирханов (1946 – 2006), работавший старшим научным сотрудником Института языка, литературы и истории Казанского филиала Академии наук СССР, кандидат исторических наук, опуб­ликовал автограф Амирхана, который, несомненно, представляет большой интерес, так как имеет непосредственное отношение к городу на Каме. Речь идёт о надписи на фотографическом портрете писателя, отправленном им из Казани в Чистополь двоюродной сестре Зайнаб Наджиповне Амирхановой (1893 – 1977) 10 сентября 1912 г. Зайнаб Амирханова жила в это время в доме своего отца и училась в Чистопольской женской гимназии (здание школы No 2). В 1914 г. она переехала в Казань и поступила в восьмой (заключительный) класс одной из частных гимназий. В эти годы Зайнаб была одним из близких Ф. Амирхану людей. Её свидетельства, воспоминания старожилов города и дневники писателя подтверждают, что он в разные годы неоднократно приезжал в Чистополь и жил в доме своего дяди. В остальное время родственники систематически ­переписывались. С одной из самых любимых сестрёнок Фатих Амирхан обсуждал темы своих новых произведений, при встрече читал ей написанное, говорили они и о проблемах, стоящих перед татарской литературой и культурой. После окончания гимназии (в 1915 г.) Зайнаб Амирханова работала учительницей, в 1918 – 1919 гг. она сотрудничала в популярной газете «Новый век», издававшейся Мостафой Сёбхи, известным турецким революционером-интернационалистом. Позднее Зайнаб Амирханова уехала в Баку и окончила один за другим педагогический и медицинский институты и около пятидесяти лет работала учителем и врачом. Автограф писателя, опубликованный Равилем Амирхановым, свидетельствует о тёплых родственных отношениях между Фатихом и Зайнаб Амирхановыми. Вот его содержание: «Зайнаб, вот тебе, сес­ трёнка, мой портрет. Когда ­соскучишься по своему брату, посмотришь на него. Посмотришь и скажешь: «Как он, несчастный, похож на какого-нибудь Шерлока Холмса!». Почему в этом году в Казань не приехала? Сумасшедшая девчонка! Если не поленишься, напиши письмо. Скучаю: Фатих Амирхан. 10. IX. 1912». В архиве Института языка, литературы и истории КФ АН СССР имеется ряд документов, свидетельствующих о некоторых точных датах приезда Ф. Амирхана в Чистополь. Например, известно, что он был в Чистополе 7 июня 1918 г., когда с трудом (по разрешению властей города) как собственный корреспондент газет «Кояш» («Солнце») и «Янга вакыт» («Новое время») был отпущен в Казань на своей лошади, хотя у всех лошадей конфисковывали для нужд Красной Ар30 мии. Справка, выданная чистопольскими городскими властями, хранится в архиве. Интерес литературоведов и краеведов к памятным местам, связанным с жизнью Ф. Амирхана, возрастает в последние годы. Обусловлено это тем, что факт пребывания столь выдающейся личнос­ ти в том или ином городе становится серьёзным поводом для основательного изучения определённого периода жизни писателя, по-новому высвечивая содержание его произведений, созданных в данное время. Будущим исследователям предстоит дать ответы на многие вопросы о Чистопольских связях писателя, о том, чем он занимался здесь, над какими произведениями работал. Известно, что некоторые прототипы его произведений – чистопольцы, их нужно искать, о них нужно писать. АРБУЗОВ На стене дома No 96 по улице Урицкого в Чистополе находится мемориальная доска, установленная по инициативе профессора Н. М. Валеева, на которой написано следующее: «В этом здании в 1918 году жил видный общественный деятель, классик татарской литературы Фатих Амирхан». А повзрослевший Амирхан практически каждый год сам приезжал в Чистополь к своему дяде

Powered by BetterDocs

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *