АЛПЕРС Борис Владимирович

[11(23).3.1894, пос. Гусевка, Томская губ. – 7.9.1974, ­Москва], театраль ный критик, теат­ ровед и педагог, доктор искусство ведения (1946), профессор ГИТИСа (1943). Его отец, Влади мир Михайлович Алперс (1863 – 1921), экономист, приехавший из Петербур га, принимал участие в строительстве Транссибирской магистрали. В 1912 г., гимназистом выпускного класса, Бо рис Алперс познакомился с Всеволодом Мейерхольдом, который в 1913 г. пригла сил его в свою Студию на ­Бородинской 21 АЛПЕРС улице. В том же году поступил на юри дический факультет Петербургского уни верситета. Окончив его в 1918 г., посвя тил себя теат­ральной деятельности. Два года был сек­ретарём Студии на Бородин ской, затем – журнала «Любовь к трём апельсинам», издаваемого Мейерхоль дом. В 1921 г. Алперс работал в Петро градском теат­ральном обществе и в По литпросвете, тогда же был директором Лиговского народного театра, затем, до 1924 г., художест­венным руководителем Театра Новой драмы. Весной 1924 г. по приглашению Мейерхольда приехал в Москву и до 1927 г. заведовал литера турной час­тью в Театре Революции. Литературную деятельность начал в 1921 г. Постоянно выступал в печати как театральный и литературный критик, занимался научной работой. C 1925 г. вёл также педагогическую работу; с 1939 г. преподавал в ГИТИСе. «Элегантный в любую пору, недоступный и загадоч ный, с особым аристократическим выре зом губ», по воспоминаниям его ученицы М. Строевой, в этот период Алперс уже склонялся к «рыцарскому донкихотству Станиславского». В конце 1920-х гг. опубликовал моно графию «Театр Революции», в 1931 г. вы шла в свет получившая мировую извест ность его книга о Мейерхольде – «Театр социальной маски». В Чистополь приезжал в октябре 1941 г. 21 октября 1941 г. Борис Влади мирович и его жена Галина Георгиевна вместе с Анной Ивановной Мартыновой, Виноградовым-Мамонтом, Дзюбинской хоронили на чистопольском кладбище Елену Аветовну Санникову. Виноградов-Мамонт зафиксиро вал в своих дневниках известие о смер 22 ти М. И. Цветаевой: «4 сентября. <…> утром пришло известие: мне перевели из Москвы 100 руб<лей>… Денег на почте я не получил, ибо в кассе – пусто. <…> (Там от одной писательницы узнал, что Марина Цветаева повесилась). Весёлый, солнечный день и тёмно-синяя («сапфир ная») Кама <…>». А несколькими днями позже Вино градов-Мамонт вёз в морг и участвовал в похоронах Е. А. Санниковой: «25 ок тября. Суббота. <…> В четвёртом часу я заезжал в столовую – узнать новости. Сел с Арским за столик – глотать «шрап нель» (кашу). Вдруг приходит женщина и просит кого-нибудь из писателей по мочь перенести труп Елены Санниковой (Обрадович сказал мне утром, что она повесилась), жены Григория Саннико ва – поэта. Никто из писателей не пошёл. Я не считал возможным отказать в такой просьбе. Пришёл на Красноармейскую, 125. На дворе лавка, на ней труп, накры тый простынёй. Дали мне её паспорт. Я взглянул на карточку, – и узнал в ней даму, которая 4 сентября сообщила мне: «Марина Цветаева повесилась». Всё-таки жизненная драматургия не вероятна. Ведь кто-то другой мог расска зать Виноградову-Мамонту о Цветаевой, не Санникова. «Мне пришлось, – пишет Виногра дов-Мамонт, – сопровождать труп в морг. Я попросил Нейштадт, жену переводчи ка, сообщить жене, что я остался на соб­ рании. Возница был учитель, хозяин кварти ры, где жила Санникова. Оказалось, что она боялась нищеты. Получая 800 рублей в месяц, она прятала деньги, а иногда безрассудно их тратила – и потом прихо дила в Литфонд за пособием. АЛПЕРС Считалась ненормальной психоло гически женщиной. Вчера вечером при несли ей повестку, отправляли в колхоз. А утром она повесилась на печной отду шине, поджав ноги. <…> Мальчик, сын 14 лет, обнаружил труп. С учителем мы в темноте (был шестой час вечера) про ехали, утопая в грязи на кладбище. Не нашли ворота. Объехали кругом и потом между могил – провезли свою колымагу до морга (то есть простой избы – мерт вецкой). По дороге лицо покойницы от крывалось, и я задёргивал простыню. У морга я с учителем переложил труп на носилки и внёс в морг, где положили рядом с голым трупом какого-то мужчи ны… Сколько раз я встречался с поэтом, и он не знал, какую услугу суждено мне было оказать его жене. Поехали обратно, в полной темноте, оставив позади и морг, и сторожку, где шло пьянство и раздава лись песни». В книге «Искание новой сцены» (М., 1985. С. 281) Борис Алперс написал о Елене Санниковой, близкой подру ге его сестры по консерватории: «Удивительно красивая, с тонкими чертами восточного лица, с большими, всегда немного недоумевающими глазами, не произвольно изящная во всём своём облике, она как будто несла в себе от рождения изначальный душевный над лом. В ней проскальзывало что-то неза щищённо-мечтательное или, вернее, от сутствующее, словно своими мыслями и чувствами она жила в какой-то другой сфере». В 1940-х гг. в статьях, публичных выс­туплениях и лекциях (о драматургии Чехова, о новой системе театра, скла дывавшейся на рубеже XIX – XX вв.) театровед разрабатывал темы, которые составили содержание его поздних ра бот о К. С. Станиславском и В. Ф. Ко миссаржевской. Подготовленный Алпер сом двухтомник «Театральные очерки» (изданный после его смерти в 1977 г.) включал работы 1920 – 1970-х гг., пред ставившие духовную эволюцию людей его поколения. В 1949 г. его не обошла стороной так называемая «борьба с космополитизмом».

Powered by BetterDocs

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *